Левитов Николай Дмитриевич (1890 -
1971) - российский психолог, специалист в области педагогической и возрастной
психологии, психологии труда и дифференциальной психологии. Д-р психологических
наук (1944), профессор, заслуженный деятель науки РСФСР. Научно-педагогическую
деятельность начал в 1921 г. в качестве проректора Института Народного
Образования в Москве. Позже работал в Центральном Институте Труда. В 20-е гг.
возглавлял лабораторию профконсультации Института охраны здоровья детей и подростков
им. Обуха, где изучал и систематизировал зарубежный и отечественный опыт в
области оценки профпригодности, ее прогнозирования (Психотехника и
профессиональная пригодность. 1924, 1928). Совместно с А.А. Толчинским
разработал батарею психологических тестов для диагностики общей
интеллектуальной одаренности и технического интеллекта в целях профконсультации
молодежи, которая широко применялась в исследованиях отечественных психологов
того времени (Испытания умственной одаренности (тесты). 1927). Был активным
членом Всесоюзного Общества психотехники и прикладной психофизиологии (зам.
председателя, 1928-1934), членом редакции журнала "Советская
психотехника", членом Московского тестологического объединения. С 1938 по
1959 гг. заведовал лабораторией в Институте Психологии АПН РСФСР, где в 1944
защитил докт. дис.: «Проблемы характера в психологии». С1959 г. преподавал и
руководил кафедрой психологии Московского областного педагогического ин-та им.
Н.К. Крупской (1959-1971). В 1940-50-е гг. Л. опубликовал ряд книг в области
возрастной и педагогической психологии в помощь школьным учителям и мастерам
профтехучилищ « Очерки педагогической психологии», 1946; «Психология старшего
школьника», 1955; «Вопросы психологии характера», 1952; 1956; 1969).
Способствовал становлению исследований в сфере психологии труда,
ликвидированной в 1936 г. вместе с педологией («Психология труда», 1963).
Разрабатывал проблему одаренности и способностей, которые понимал как
относительно устойчивые психологические особенности человека, рассматриваемые с
позиций его пригодности к данной деятельности. Одаренность, по мнению Л., это
"природный фонд способностей, их задатки, биологическая основа, не
предполагающая развития способностей, но в ряде случаев являющаяся существенным
фактором этого развития, особенно на его первых этапах («Способности и
интересы», 1962). Л. одним из первых в отечественной психологии поставил
проблему психических состояний человека. Рассматривал готовность человека выполнять
трудовые, учебные задачи, как обусловленную устойчивыми свойствами его
индивидуальности, владением специальными знаниями и умениями, а также
динамичными психическими состояниями («О психических состояниях человека»,
1964).
С.В.
Ильина